korpilyon (korpilyon) wrote,
korpilyon
korpilyon

Categories:

Сергей Яковлевич (глава 5-я)

М. Аллендорф и С. Лагутин.


Старик и Марина


     Проработал в Германии Лагутин около трёх лет. Оформил 15 спектаклей. Вообще это был очень хороший, спокойный период его жизни: в театре его любили все, начиная с главного режиссёра Н. С. Плотникова (знаменитого актёра Вахтанговского театра) и кончая рабочими сцены, немцами. Рассказы о той поре у Сергея Яковлевича были проникнуты чувством благодарности к судьбе и светлой радостью. Помню, как он с гордостью показывал мне старинную книгу по истории быта, подаренную одним из немецких художников-декораторов. «Смотри-ка,- говорил он,- вот немец, а я для него был не русский оккупант, а друг… Видишь, надпись какую сделал на первой странице…»
   В 1953-м году Лагутин вернулся в Москву, где вскоре его пригласили оформить спектакль в Театре-студии киноактёра. Это был спектакль «Последние» по пьесе А. М. Горького. Сценическое решение пьесы оказалось настолько удачным, что Лагутина пригласили на должность главного художника театра. Среди прочих он оформил спектакли «Как он лгал её мужу» Бернарда Шоу и «Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского. А ещё Сергея Яковлевича позвали в качестве художника на постановку одного из первых телевизионных спектаклей по сказке чешского писателя Тыла «Златоглав».
     Одним словом, всё складывалось удачно, даже счастливо, в судьбе художника. Но самым важным всё же оказалась женитьба на Марине Александровне Аллендорф, женщине незаурядной, талантливой и сыгравшей серьёзнейшую роль в жизни Сергея Яковлевича.
     Они познакомились ещё в Суриковском институте, в конце 40-х годов. Сергей Яковлевич влюбился, но не как пылкий юноша, а как душевно зрелый мужчина, нашедший ту, которая действительно может составить его счастье. Они и были потом счастливы долгие годы, так как взаимно обогащали друг друга. Она, потомственная дворянка, глубоко верующий человек – восполняла пробелы в образовании Сергея Яковлевича, прежде всего – в образовании религиозном. А он наполнял её жизнь спокойствием и уверенностью в завтрашнем дне. Лагутин, этот невысокий щуплый и подвижный человек с приятно вибрирующим голосом и милой улыбкой, был настоящим мужчиной – смелым, исполненным чувства собственного достоинства и рыцарски преданным своей женщине. Впоследствии, когда с возрастом Марина Александровна начала тяжело болеть, он ухаживал за ней с такими нежностью и терпением, на какие редко бывают способны даже очень порядочные и добрые люди…
     После женитьбы, в 1958-м году, по предложению Министерства культуры, Сергей Яковлевич и Марина Александровна поехали в закрытый город Томск-7, в только что организованный там Музыкально-драматический театр. Марина Аллендорф работала там художником по костюмам, а Сергей Лагутин – главным художником. К слову сказать, Марина Александровна была художницей фантастически одарённой. Её гравюры, как считаю не только я, но и многие профессиональные художники, - виртуозны и одухотворены невероятным чувством Гармонии. К тому же Марина Александровна была и замечательным живописцем. Её пейзажи хороши настолько, что невольно задумываешься: отчего в музеях выставлены пейзажи некоторых художников, которые совершенно объективно гораздо слабее, в отношении живописи, нежели работы Марины Аллендорф.
     Их совместная деятельность в театре началась с постановки оперетты Ю. Милютина «Поцелуй Чаниты», которой открылся новый театр. В своей биографии Сергей Яковлевич писал: «Получился зрительно красивый, нарядный, по-настоящему музыкальный спектакль без банальных опереточных штампов.» А потом были «Летучая мышь» И. Штрауса, «Фиалка Монмартра» И. Кальмана, «Белая акация» И. Дунаевского, «Приключения Чипполино» Д. Родари и многие другие спектакли…
     Судя по сохранившимся эскизам декораций и костюмов, все постановки действительно получались праздничными, запоминающимися, сделанными серьёзно и со вкусом. «Лёгкий жанр музыкального спектакля не означает, что он легковесен»,- часто говорил Сергей Яковлевич.

(Продолжение следует)
Tags: С.Я. Лагутин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments