korpilyon (korpilyon) wrote,
korpilyon
korpilyon

Categories:

РИСОВАНИЕ И ДЕТИ (2."Талантливые и неталантливые" (продолжение))


"Балерина". Копаюсь в старых альбомах, любовно сохранённых мамой. И тут - такой шедевр!)))) Возраст, примерно, 4 года.

Когда я сам в двадцать лет начал преподавать рисование в школе, вспоминал ли я о ней, о Нине Николаевне?
Вряд ли. Разве что где-то в самых глубинах подсознания что-то шевелилось… Но занятия в изостудии при музее и в обычной московской школе — мягко говоря, не одно и то же.
В музей-то, в основном, приходили рисовать детки из интеллигентных семей. Чаще всего — еврейских. А в школе на Савёловской… савёловские и были ребятишки. То есть симпатичные обычные ребята из семей самых простецких. Да ещё один из классов мне попался «особенный», класс коррекции.
Если объяснить по-простому, это был класс для тех ребят, которых по тем или иным причинам не отправили в специальные коррекционные школы. «Хулиганьё и двоечники», одним словом.

Однако, именно с этим классом у меня сложились более тёплые отношения, нежели с другими. Почему — отдельный разговор, не хочу отвлекаться.
Учился там один мальчишка лет девяти. Само собой, непростой был мальчишка. Неглупый, с ершистым характером, очень независимый. Резкий, грубоватый, охотно пускавший в ход кулаки. Впрочем, практически все парни в этом третьем коррекционном классе дрались с удовольствием и со знанием дела.
Рисовал он здорово. Явно у него имелись способности. Помнится, я читал ему рассказ Куприна «Серебряный волок». Так получилось: он у меня один оказался в классе. Интересовали мальчишку ужасы и мистика. Вот я и подобрал для него соответствующий рассказ — о вурдалаке.
Не помню имени ученика. И внешне припоминается мне он смутно: вьющиеся каштановые волосы, суровый нервный взгляд. Да и рисунок в подробностях не помню уже. Но вот что значит способности: в рваных и несколько лохматых линиях, в уверенном нажиме на простой карандаш было очень много страстности и энергии. Волшебный волк действительно — бежал! А комкастый полушубок главного героя щетинился злобно и по-звериному. Тут и не поймёшь, кто в большей степени оборотень — первый персонаж или второй.
Почему я вспомнил этого мальчишку? Характер ребёнка, его подсознательные тревоги и желания — практически всегда отражаются в рисунках. Да, мы все об этом слышали, знаем. Но когда с этим сталкиваешься из года в год, особенность эта начинает тебя волновать. Всё больше осознаёшь, насколько велика твоя личная ответственность. Вот много ты чего узнал о ребёнке… а что с этим знанием делать?
Потом я годами работал в школах с самыми разными ребятами. Начиная с благостных девочек из Воскресной школы (светлые платочки, глаза потуплены долу) и заканчивая лихими грубиянами с рубашками, торчащими из-под пиджаков школьной формы.
Со взрослыми — тоже занимался рисованием. Даже с пожилыми дамами. Но о взрослых — разговор иной.
И что же в итоге? К чему я пришёл?
Опуская многие важные и не очень важные детали, могу сказать следующее. Стремление родителей к тому, чтобы их дитя талантливо рисовало — вполне понятно, но совершенно бессмысленно!
Довольно быстро я понял, что предъявлять одинаковые требования к ребёнку имеющему склонность к рисованию и таковую склонность НЕ имеющему — редчайшая глупость.
Какая самая распространённая ситуация на уроках рисования? Даёт учитель задание: «Рисуем берёзу». Может даже образец на доску повесить. Рисуйте, мол; главное — постараться, и всё получится!» И какой-нибудь разгильдяй в два счёта набрасывает эту берёзу, а потом сидит, грызёт ногти, или от скуки тыкает карандашом в ухо сидящую рядом барышню.
А худенькая и плаксивая малышка кряхтит, вздыхает трагически и пытается вычертить по линейке проклятый берёзовый ствол. И ничего-то у неё, страдалицы, не выходит…
Ехидная отличница — берёт упорством. Всё делает, как надо. Ну, и рисунок у неё получается, как надо — берёзка аккуратная, каждый листик на месте… Смотреть тошно!
И отличнице ставят пять…
А разгильдяю — четыре. Потому что нефиг тыкать карандашом в ухо соседки по парте!
А плаксивой малышке и пару могут влепить. Тут уж, как повезёт с педагогом…
Несправедливо это, скучно и возмутительно!
Если говорить о детях, имеющих дар рисовать, то тут всё более или менее понятно. Сперва нужно отыскать хорошего педагога, который деликатно, не давя на юное дарование, постепенно будет помогать ему развивать талант. В художественную школу же торопиться отдавать такого ребёнка — не стоит. Сперва нужно его подготовить к ней, к тому, что там будут предъявлять определённые требования, что свободного творчества там будет мало. И чем талантливей ребёнок, тем сложней ему привыкать к этим новым правилам.
Причём есть дети легко обучающиеся технике рисования, а есть таланты, которые учить нужно весьма и весьма осторожно. Мой старший брат, например, рисовал совершенно потрясающе… пока не поступил в Суриковскую школу. Там его и сломали… Тут нужен был не просто профессиональный педагог, натаскивающий способных учеников. Это всё из области дрессировки (которая, кстати, очень многим на пользу). В исключительных случаях принести пользу может только… Волшебник. Да-да, человек, обладающий чудесной способностью помочь особенному ребёнку. Тут требуется работа тончайшая и наиделикатнейшая. Само собой, такая способность встречается у педагогов крайне редко.

Да, собственно, чего мы хотим от детей наших? Ну обучится он или она основам ремесла. И что дальше? Многие ли становятся выдающимися художниками? Талант ведь такая штука… Знаете, он ведь как просыпается, так иногда и засыпает. У некоторых — навеки.
Как рассказывала мне моя хорошая знакомая, сменившая Нину Николаевну после её кончины, у самые ярких и одарённых детей, занимавшихся рисованием, жизнь часто либо не складывается, либо складывается драматично. Не всегда, слава тебе Господи, но ОЧЕНЬ ЧАСТО. Есть тут какая-то зловещая закономерность…
В любом случае, судьбой талантливых детей должны заниматься душевно тонкие и нежные люди. В идеале, конечно…

Судьба же была ко мне благосклонна. Способных учеников у меня было немало. По настоящему же талантливых, наверно, не было вовсе. Не знаю, возможно, впоследствии у некоторых из них талант вдруг обнаружился… Но это маловероятно.
И так оно, возможно, и лучше для них. Хорошо, если бы им повезло, и они смогли разбогатеть-прославиться. Ну а ежели всё было бы, КАК ОБЫЧНО?? Разочарование, безденежье, угнетённые амбиции и…
Для некоторых - пьянство, наркотики, психушка…
Правда, сейчас одна ученица, на мой взгляд, гениальная у меня есть. Но она уже взрослая женщина. А о взрослых учениках в этой статье я не пишу.
Детки же мне попадались НЕгениальные, очень обаятельные, живые и добрые. Как бы я работал с гениальными детьми — понятия не имею. Но нахлебался бы по полной, это точно…
А так…

(Продолжение следует)
Tags: монологи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments