korpilyon (korpilyon) wrote,
korpilyon
korpilyon

Categories:

Остужев в роли Отелло

Александр Остужев



Кто знает, о ком сейчас пойдёт речь, видимо, как и я, вспомнит прежде всего знаменитый устный рассказ Ираклия Андроникова, где он, - как всегда, замечательно, - имитирует голос великого русского актёра. Но совсем немногие слышали голос самого Остужева. Про «видели его живым» я вообще не говорю.
Ну а для тех, кто не знает про Остужева, всего несколько строк.


Родился в 1874-м, умер в 1953-м.
Настоящая фамилия – Пожаров. По легенде, сменил её актёр, так как были опасения, что, когда его будут вызывать на поклон восторженные зрители, крики «Пожаров! Пожаров!» - вызовут панику, потому что кто-то решит, что начался пожар.
Нравом Остужев также, как говорят, отличался пламенным. Легко выходил из себя и даже временно был уволен из Малого театра за драку с коллегой.
Играл главные роли, в частности – Незнамова в «Без вины виноватых». А Кручинину в том спектакле играла Ермолова…
К 1910-му году из-за болезни полностью потерял слух. То есть лет в 36 Остужев стал «профнепригодным». Однако, он нашёл почти фантастический способ оставаться актёром: выучивал всю пьесу наизусть и на репетициях точно рассчитывал, когда какую реплику произносить.
В 60 лет сыграл Отелло… И так сыграл, что в день премьеры его вызывали на поклон около СОРОКА раз.

Один из актёров Малого театра – Николай Анненков, игравший с Остужевым в «Трагедии об Отелло», если не путаю, Яго, - рассказывал: «Когда он, Остужев, восклицал «Дездемоооона!.. Мё-ортвая-аа!..», в слове «Дездемона» он возводил храм своей любимой. Именно ХРАМ, уходящий вершиной в глубь небес! А в слове «мёртвая» - было осознание, что он своими руками разрушил этот храм!..»
Так рассказывал Анненков. А я уже знал, что так оно и было, потому что слышал этот монолог ещё в детстве. У нас была пластинка «Творческий портрет Александра Остужева».

И вот, что я хочу сказать… Если сейчас вы не поленитесь и начнёте слушать запись финального монолога Отелло в исполнении Остужева, - пусть вас не испугает и не оттолкнёт такое чуднОе, какое-то «чересчур театральное», избыточно торжественное звучание голоса великого актёра. Поверьте, через несколько мгновений вы будете слушать его, как орган, как «Реквием» Моцарта, как… Ну да, так уже давно-давно не играют. Сейчас Отелло наверняка трактуют, как «брутального рогоносца с комплексами». Как… я не знаю… «жертву ксенофобии», например…
Но раньше… Знаете, раньше умели воплощать литературный образ. Не опускали героя до приземлённого понимания толпы, а напротив – поднимали зрителя до того заоблачного уровня, где божественное торжествовало над примитивной психологией.

Иллюстрации, сопровождающие эту старинную аудиозапись, я делал, слушая её и изучая фотографии Александра Остужева в роли Отелло…

Tags: ВИДЕО, монологи
Subscribe

  • И ещё один рассказ-импровизация

    Название рассказа, первое и последнее предложения присланы http://grand_de.livejournal.com/profile. Название - "Мне бы просто любить".…

  • Рассказ-импровизация

    Когда-то в своём ЖЖ я попросил моих читателей прислать мне название рассказа, его первую и последнюю фразу. И, используя это, я сочинял…

  • О музыке.

    Эдвард Григ «Песня Сольвейг». Здесь первые звуки вызывают мысль о караване верблюдов… Или нет, нет — о мычащем стаде…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments